74-70-69
Содержание:
- Бесплатная программа для расчёта скорости и тормозного пути
- Скорость передвижения по городу: перекрестки и дворы
- Советы водителям
- Факторы, влияющие на время реакции
- Безопасность
- Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
- Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
- Какие факторы влияют на время реакции
- Факторы, ухудшающие время реакции
- Термин «время реакции»: описание, особенности, стадии
Бесплатная программа для расчёта скорости и тормозного пути
Как определить скорость автомобиля и тормозной путь?
Ниже рассматривается небольшая бесплатная программка для расчёта тормозного пути автомобиля при известной скорости и наоборот (можно рассчитать скорость при известном тормозном пути).
Тормозной путь — это расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки.
Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.
Длина тормозного пути пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. Длина тормозного пути зависит от состояния тормозной системы, скорости движения автомобиля, состояния дороги, а также от состояния и качества шин. При увеличении скорости движения автомобиля, например в 2 раза, тормозной путь возрастает примерно в 4 раза. На мокрой дороге тормозной путь легкового автомобиля увеличивается по сравнению с сухой дорогой в 2 раза, а на заснеженной и обледеневшей поверхности дороги – примерно в 4 раза. Остановочный путь включает тормозной путь, а также расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя (от осознания опасности до начала нажатия на педаль тормоза). Отрезок пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, автомобиль движется с неизменной скоростью.
Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?
Равнозамедленное движение: v х v/2=Sa,
где v — скорость до начала торможения,
S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту),
a-ускорение (замедление) в торможении.
Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след). Значение коэффициента сцепления может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокировки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте — колеса были заблокированы. Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.
Скорость передвижения по городу: перекрестки и дворы
Завершить тему реакции водителя хочется ещё одним важным ограничением. Скоростной режим в городе, вблизи школ и во дворах. Многие из нас, да и я сам часто недоумеваем, почему стандарты скорости ,введенные ещё в Советском союзе, действуют и по сей день. Ведь машины давно поменялись. Стали быстрее и при это более управляемыми. Как можно сравнивать ГАЗ 69 без усилителя тормозов и современное авто с ABS, ESP и кучей других умных систем.
Так вот, начав разбираться в этом вопросе, я пришел к мнению: машины поменялись, но люди остались прежние. Как не мог, так и не может рядовой водитель выдать скорость реакции выше 0,6 с. А это значит, что даже на 30 км/ч автомобиль проедет ещё 5 метров, до момента торможения. А до полной остановки нужно ещё больше времени. Вот взгляните на картинку.
Не знаю на сколько верна картинка. Не понятно какое покрытие дороги и какие погодные условия. Но в любом случае, очевидно, что автомобиль прежде чем полностью остановится проходит путь больший, чем скорость реакции. Хочется обратится к тем, кто по собственному двору едет со скоростью 40 км/ч, а вы осознаете, что до полной остановки ваше авто проедет порядка 17 метров. Что будете делать, если перед вами выскочит ребенок с детской площадки? Тащить его все эти метры на капоте?
Именно поэтому во дворах скорость ограничивают до 5 км/ч. Ведь в этом случае за счет реакции вы проедете не более 80 см, а тормозной путь будет и вовсе не значительным. И дело тут вовсе не в опасности скорости. Даже 5 км/ч могут быть смертельными при столкновении человека и полуторатонной железки.
Очень надеюсь, что я доходчиво всё объяснил и поднял важную тему. Соблюдение ПДД — жизненная необходимость, а не банальная прихоть. Хотя полиция, часто использует правонарушения, как способ заработать. От того так много нарушений и штрафов и так мало понимания реальной опасности.
Ни гвоздя вам и ни жезла — больше хороших и свободных дорог.
Советы водителям
Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.
Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.
Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:
Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются. Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая.
Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя. Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании.
Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге. Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.
Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение. «Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего.
Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.
Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.
Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.
Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения. Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.
Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений.
Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.
Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя
Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания
Факторы, влияющие на время реакции
Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.
Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.
Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.
Влияние утомления на реакцию
Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.
Знаете ли вы? Слово «автомобиль» является классическим соединением, полученным из древнегреческого слова autos, что означает «я», и латинского mobilis, дословно означающего «подвижный». Такое название для четырёхколёсного средства передвижения пришло в английский язык из французского и впервые было принято Автомобильным клубом Великобритании в 1897 году.
Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.
Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.
Безопасность
Отличная работоспособность и оптимальное вождение транспортного средства наблюдаются практически у каждого водителя в первой половине дня.
Это касается управления любого автотранспорта – будь то, легковые машины, грузовые, либо маршрутные такси, мототехника.
Время работы водителя состоит из следующего:
- Вождение.
- Перерывы в пути и на конечных остановках.
- Подготовка перед выездом.
- Предрейсовый медосмотр профессиональных водителей.
- Стоянка в зоне погрузок/выгрузок для автомобилистов-грузоперевозчиков.
- Ночной отдых для дальнобойщиков.
- Простои не по вине участника дорожного движения.
- Устранение неисправностей, образовавшихся в пути, которые не требуют тщательного разбирания авто.
- Охрана гр водителя, когда он не за рулем, но готов сменит управляющего машину автомобилиста.
- Иные ситуации, которые могут предусматриваться законами РФ.
Вот примерный график работника – водителя грузоперевозок:
Поведение автомобилиста | Время по факту | Время рабочее |
Вождение | 3 ч | 3 ч |
Охрана перевозимого | 3 ч | 1 ч. |
Вождение | 4 ч | 4 ч. |
ИТОГО: | 10 ч | 8 ч. |
Это не учтено еще время промежуточных стоянок, подготовки к продолжению рейса и прочего. В подготовительный этап входит осмотр исправности всех элементов автомашины, что существенно сказывается на безопасности вождения.
Получается, что все рабочее время автомобилист не обязан управлять автотехникой, если он работает шофером.
То же самое касается и тех, кто управляется своим личным транспортом – общая длительность рабочего времени водителя не должна быть более 10 ч за сутки.
Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?
Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Скорость
Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.
Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.
Дорожные обстоятельства
Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.
Шины
Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием
Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой.
Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться.
В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):
60км/ч. | 80 км/ч. | 90 км/ч. | |
Сухой асфальт, м. | 20,2 | 35,9 | 45,5 |
Мокрый асфальт, м. | 35,4 | 62,9 | 79,7 |
Заснеженная дорога, м. | 70,8 | 125,9 | 159,4 |
Гололед, м. | 141,7 | 251,9 | 318,8 |
Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины
Техническое состояние машины
Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.
Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.
Отвлечение внимания на дороге
Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.
Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:
- оценка дорожной ситуации;
- принятие решения – тормозить или маневрировать;
- реагирование на ситуацию.
В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.
Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:
Скорость автомобиля, км/ч. | Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м. |
60 | 17 |
80 | 22 |
100 | 28 |
Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».
Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:
- мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
- рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
- пристегивание ремня безопасности;
- употребление пищи за рулем;
- падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
- выяснение отношений водителя и пассажира.
На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.
Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
По тормозному следу
Достоинства:
- относительная простота метода;
- большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
- достаточно точный результат;
- возможность быстрого получения результатов экспертизы.
Недостатки:
- при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
- не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.
По закону сохранения количества движения
Преимущества:
- возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
- при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
- удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.
Недостатки:
- отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
- по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
- метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.
Какие факторы влияют на время реакции
На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья
Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя
От чего зависит
На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:
Возраста. У молодых людей скорость реакции быстрее. Однако, пожилые и граждане среднего возраста тратят меньше времени на раздумья и принятие верного решения — проще говоря, они не мечутся, а сразу делают. Поэтому время реакции у них стабильнее.
Опыта и водительского стажа. Даже идеальное знание ПДД не может заменить опыт и «набитые шишки». Чем больше стаж, тем лучше и быстрее реакция на дорожную опасность. С годами автомобилисты обретают способность предугадывать ситуацию на дороге, что значительно сокращает время реакции водителя со стажем.
Времени суток и погодных условий. В темноте или условиях плохой видимости из-за погоды время реакции увеличивается. Кроме того, ночью бдительность человека притупляется. Вероятность ДТП в дождь или снег повышается, так как увеличивается скоростной путь автомобиля и ухудшается контроль над средствами управления.
Условий вождения. Люди, которые регулярно ездят по городу, а не только по загородной трассе, быстрее реагируют на опасность. Это обусловлено тем, что в городе более высокая интенсивность движения и чаще приходится совершать маневры, смотреть на знаки, разметку и светофоры.
Тренированности. Физическая активность улучшает реакцию. Водитель, который регулярно играет в футбол, например, среагирует лучше, чем любитель посидеть на диване.
Факторов утомления. Усталость снижает реакцию, поэтому водить машину, будучи сонным или уставшим нежелательно.
Принятия медикаментов
Некоторые медицинские препараты снижают внимание и реакцию — об этом пишут в инструкции. Во время лечения лекарствами, которые влияют на способность безопасного вождения, лучше воздержаться от поездок за рулем.
Алкоголя и наркотиков
Всем известно, что в нетрезвом состоянии нельзя водить машину. Несмотря на этот запрет, некоторые водители все же пренебрегают этим правилом. Алкоголь значительно снижает время реакции и повышает вероятность ДТП.
Отвлекающих деталей. Таковой является мобильный телефон. Будучи за рулем не стоит переписываться или говорить по телефону.
Радио и музыки. Голос диктора или громкая музыка отвлекают от вождения. Если же водитель утомился и включил медленную спокойную музыку, то возникает риск заснуть за рулем. Если избежать вождения в состоянии утомления нельзя, то лучше включить что-то энергичное, а не расслабляющее.
Этапы процесса реакции на ситуацию
Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.
- Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
- Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.
ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически
Среднее значение
Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.
Влияние фактора утомления
Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:
- усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
- сонливость и вялость;
- притупление внимания;
- притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
- мыслительная деятельность замедляется.
Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.
ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00
Факторы, ухудшающие время реакции
Во время вождения водитель может отвлечься. Скорость реакции при этом растет. Вот типичные причины:
- разговор с пассажирами;
- контроль за поведением ребенка/животных в салоне;
- использование мобильного телефона;
- настройка бортовых систем (кондиционер, магнитола, навигация);
- еда или питье во время вождения;
- стресс;
- недомогание или плохое самочувствие;
- алкогольное опьянение.
А если говорить по громкой связи?
В ПДД многих стран, включая Россию, использование телефона запрещено. Правда, «использование», по версии наших правил, подразумевает, что водитель держит телефон в руке. Говорить по громкой связи или с использованием гарнитурыhandsfreeне запрещено. Однако это не значит, что водитель при этом сконцентрирован на управлении автомобилем.
В недавнем исследовании «Drivers reaction time research in the conditions in the real traffic» («Исследование времени реакции водителей в условиях реального движения») польских специалистов приведены любопытные цифры: они сравнили время реакции в различных опасных дорожных ситуациях при разговоре по телефону и без него.
Дорожная ситуация |
Среднее время реакции, сек |
||
Без телефона |
При разговоре по телефону |
Разница, сек |
|
Сменился сигнал светофора |
0,80 |
1,13 |
+0,33 |
На дорогу упало препятствие |
1,06 |
1,69 |
+0,63 |
На дорогу вышел пешеход |
0,85 |
1,14 |
+0,29 |
Подрезал другой автомобиль |
1,02 |
1,41 |
+0,39 |
Автомобиль впереди резко тормозит |
0,90 |
1,40 |
+0,50 |
Исследователи пришли к выводу, что разговор по мобильному увеличивает время реакции в среднем на 0,43 секунды. И речь в данном случае именно о разговоре, когда водитель по-прежнему смотрит на дорогу, а не на экран телефона. В последнем случае, реакции на опасность вообще может не последовать.
А теперь переведем эти 0,43 секунды в метры, которые проедет автомобиль:
- При скорости 60 км/ч — 7,2 м
- При 90 км/ч — 10,8 м
- При 110 км/ч — 13,2 м
Очевидно, что с ростом скорости растет и расстояние, которое проедет автомобильдо момента, когда водитель предпримет какие-либо действия для предотвращения аварии.
Угол зрения
Чем выше скорость, тем меньше у водителя времени для оценки дорожной ситуации. Из-за нехватки времени возникает преждевременное утомление. Аналогично воздействует на водителя и шум (или громкая музыка, к примеру). При этом иначе работает сердечно-сосудистая система: изменяется ритм сокращения сердца, ритм дыхания.
А еще имейте в виду, что ширина поля зрения человека составляет порядка 180° в состоянии покоя. При скорости 50 и 100 км/ч она сокращается до 105 и 50° соответственно.
Глаза приспосабливаются к недостаточному освещению не менее чем через пять минут, а к абсолютной темноте —за пятнадцать. Нужно помнить об этом, если собираетесь выйти из хорошо освещенного помещения и сесть за руль ночью.
Как возраст влияет на реакцию?
Еще одно исследование, «Brake Reaction Times and Driver Behavior Analysis» («Время срабатывания тормозов и анализ поведения водителя»), которое опубликовал Хейкки Суммала, психолог Хельсинкского университета, дает однозначный ответ на этот вопрос. В ходе экспериментов установлено, что пожилые водителей (56+) на 0,3 секунды дольше реагировали на опасность, чем молодые водители (18–30 лет). Разница невелика — если, конечно, к этим 0,3 секунды не добавить других замедляющих реакцию факторов: тот же разговор по телефону, к примеру.
Термин «время реакции»: описание, особенности, стадии
Данное понятие отражает степень безаварийности. При возникновении потенциальной опасности этот показатель наиболее значим. Это время, которое необходимо автовладельцу, чтобы принять меры по предотвращению аварии.
Процесс состоит из 2 периодов:
- скрытого;
- моторного.
Первая стадия начинается с того момента, как водитель увидел опасность. Моторный период измеряется временем, выполнения двигательного акта. На первом этапе человек руководствуется ощущениями, восприятием, оценивает и прогнозирует возможные варианты действия. Продолжительность скрытого периода реакции на свет равна 0,2 сек., на звук – 0,14 сек.
Известно, что люди от 18 до 22 лет, которые тормозят на красный цвет, тратят меньше времени на моторной стадии, чем их коллеги в возрасте от 45 до 60 лет. Чем больше требуется времени, чтобы среагировать, тем сложнее реализовать действия по предупреждению аварии.
На скорость принятия решение и поведение на дороге влияет тип нервной системы. Люди со слабым типом ВНД отличаются чувствительностью. Они быстрее замечают слабые сигналы, внимательны на дороге, хорошо чувствуют ситуацию, заблаговременно принимают меры, уходят от опасности. Однако в экстремальной ситуации такие водители теряются, либо думают слишком долго. Автовладельцы с сильным типом ВНД допускают ошибки в простых задачах, но хорошо ориентируются в случае возникновения опасности.
Специалисты вычислили среднее время реакции водителя в экстремальной ситуации до срабатывания тормозной системы. Этот показатель составляет от 0,4 до 1,5 секунд.
На этот процесс влияют личностные факторы, стаж вождения, возраст, состояние здоровья. Сангвиники и холерики способны быстро среагировать в экстремальной ситуации, меланхолики и флегматики отличаются медлительностью на дороге.